Де Роберти Евг. Вал

Де Роберти Евг. Вал

ДЕ РОБЕ́РТИ (де Кастро де ла Серда) Евг. Вал. (1843—1915) — философ и социолог, назв. современниками "пламенным позитивистом". Воспитанник Александровского лицея. Слушал курсы в ряде заруб. ун-тов. Один из пионеров рус. социологии ("Политико-экономич. этюды. СПб., 1869), подвергался критике со стороны др. ее зачинателей, напр. П. Л. Лаврова. После цензурных запретов (гл. Св. Синода К. П. Победоносцев потребовал двойной цензуры, светской и дух., для соч. Д. Р.) перебрался в Париж, где стал чл. местного Об-ва социологии, активно сотрудничая в позитивистских журн. Участник первых пяти мир. конгрессов социологии. Мн. печатался по проблемам совр. философии, этики и социологии на франц. яз. Работы Д. Р. внимательно рецензировались в рус. печати, нек-рые переводились — "Новая постановка основных вопросов социологии" (1909), "Понятия и законы вселенной" (1914). Вместе с другом, М. М. Ковалевским, участвовал в орг-ции Рус. школы общественных наук в Париже и первой отеч. социологич. кафедры Психоневрологич ин-та.

Д. Р. — сторонник "социального психизма", напоминающего в исходных посылках социологизм Э. Дюркгейма. Прошел все стадии эволюции социологич. позитивизма от О. Конта до новейших форм — энергетизма, махизма и др. Был сторонником "почетного компромисса" всех школ позитивизма. К марксизму и неокантианству относился резко негативно. Обществ. жизнь (или "надорганическое явление") есть, по Д. Р., особое проявление мир. энергии — "социальный психизм", к-рый конкретизируется в огромном многообразии психич. взаимодействий людей, среди них наиболее важными являются "социальные действия", к-рые придают системность, организованность и законосообразность "надорганич." миру. Адекватное знание этих характеристик — путь к успешному предвидению и рациональным соц. реформам, а не стихийному приспособлению. Основным социологич. законом Д. Р. считал эволюционно-функциональную зависимость четырех обширных видов неорганич. знания как исходной функции социума (или коллективного психич. опыта), мировоззрения (философии, религии) как функции знания, искусства как функции мировоззрения, практич. деятельности (экономики, политики, технологии и т. п.) как функции всех ранее перечисленных видов. Полагая, что "Социальный психизм" пронизывает все построение, Д. Р. настойчиво защищал социологич. монизм идеалистич. толка. В свете вычлененных им зависимостей он ставил множество конкретных вопросов — о технике, творчестве, любви, свободе, личности и др. В посл. годы сводил общую теорию социологии к этике, основываясь на признании универсальности этич. норм. Оказал большое влияние на представителей социологич. неопозитивизма (П. Сорокин, А. Звоницкая, кстати, Д. Р. — автор данного термина). По политич. взглядам Д. Р. — кадет умер. толка. Самодержавный деспотизм оценивал как варварство, предлагая самодержавию жесткие конституц. рамки.

Соч.: Социология. СПб., 1880; Прошедшее философии. М., 1886. Т. 1—2.

Лит.: Ковалевский М. М. Страница из истории нашего общения с западной философией // Вестник Европы. 1915. № 6. Социологич. мысль в России. Л., 1978.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»